Противодействие недобросовестной конкуренции

Закон «О противодействии антимонополистической деятельности и развитии конкуренции» содержит определение действий, являющихся актом недобросовестной конкуренции. Согласно закону, это любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов, которые противоречат антимонопольному законодательству или требованиям добросовестности и разумности и могут причинить или причинили убытки другим конкурентам либо нанести вред их деловой репутации.

Формами недобросовестной конкуренции закон называет:
--действия, способные вызвать смешение в отношении хозяйствующих субъектов, товаров или предпринимательской деятельности конкурентов, включая:

  • незаконное использование хозяйствующим субъектом не принадлежащего ему фирменного наименования, товарного знака (знака обслуживания), географического указания на товарах, их упаковках, вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках, в рекламных материалах, печатных средствах массовой информации и иной документации, в том числе, введение в гражданский оборот товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности, средств индивидуализации участников гражданского оборота или их товаров,
  • незаконное копирование внешнего вида товара другого хозяйствующего субъекта, за исключением случаев, когда копирование товара или его частей (узлов, деталей) обусловлено исключительно их техническим применением,
  • введение в гражданский оборот товаров другого хозяйствующего субъекта с использованием собственных средств индивидуализации товара, если иное не предусмотрено договором, заключенным между хозяйствующими субъектами;
  • действия при осуществлении предпринимательской деятельности, способные дискредитировать хозяйствующий субъект, товары или предпринимательскую деятельность конкурента, в том числе, в результате распространения хозяйствующим субъектом непосредственно или через других лиц в любой форме и любыми способами ложных, недостоверных, неточных, искаженных сведений, в том числе, сведений, которые содержат информацию, порочащую деловую репутацию хозяйствующего субъекта либо его учредителя (участника, собственника имущества) или работника, и (или) могут подорвать доверие к хозяйствующему субъекту как производителю товаров;
  • действия при осуществлении предпринимательской деятельности, которые могут ввести в заблуждение относительно производителя, характера, потребительских свойств, качества, способа и места изготовления, пригодности к применению или количества товаров конкурента, в том числе, осуществляемые путем некорректного сравнения производимого хозяйствующим субъектом товара с товаром конкурента и распространения хозяйствующим субъектом в любой форме и любым способом сведений, содержащих ложные или неточные сопоставительные характеристики собственного товара и товара конкурента, способные повлиять на свободу выбора потребителя при приобретении товаров или заключении сделки;
  • непосредственно или через других лиц, направленные на препятствование формированию деловых связей конкурента, их нарушение или расторжение, препятствование предпринимательской деятельности конкурента, действующего на данном рынке или стремящегося в него вступить, в том числе в целях вступления в деловые отношения с его деловым партнером;
  • распространение хозяйствующим субъектом в любой форме и любым способом ложных заявлений и сведений о собственном товаре в целях сокрытия несоответствия его своему назначению или предъявляемым к нему требованиям в отношении качества, потребительских и иных свойств;
  • действия хозяйствующего субъекта непосредственно или через других лиц, направленные на внутреннюю дезорганизацию предпринимательской деятельности конкурента, в том числе предоставление работникам конкурента различных имущественных и иных благ в целях склонения этих работников к невыполнению трудовых обязанностей или переходу на предполагающую такие блага работу;
  • действия хозяйствующего субъекта, направленные на создание на товарном рынке ситуации, в которой предпринимательская деятельность конкурента, действующего на данном рынке или стремящегося в него вступить, станет убыточной либо будет осуществляться на крайне невыгодных для него условиях.

Антимонопольное законодательство, как и законодательство об объектах интеллектуальной собственности (Закон о товарных знаках и знаках обслуживания, Закон об авторском праве и смежных правах, Закон о патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, др. законы, содержащие нормы о защите прав на объекты интеллектуальной собственности), предоставляет правообладателям возможности по защите прав на объекты интеллектуальной собственности и позволяет привлекать недобросовестных конкурентов к ответственности за недобросовестные действия в отношении не принадлежащих им объектов интеллектуальной собственности или за действия, способные навредить репутации конкурента.

Защиту нарушенных действиями недобросовестных конкурентов прав осуществляют антимонопольные органы и суд.

Я имею большой опыт подготовки и ведения дел о пресечении различных форм недобросовестной конкуренции, связанных с использованием права на чужие результаты интеллектуальной деятельности, а также опыт участия в рассмотрении указанных дел в Департаменте ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь, территориальных антимонопольных органах, в Судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь в процессе обжалования решений антимонопольных органов и в процессе рассмотрения заявлений о пресечении актов недобросовестной конкуренции.